Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Программа

Цель: способствовать формированию среды для развития учащихся, созданию условий для совершенствования профессионального мастерства и повышения компетентности педагогов.

Задачи: создание максимально благоприятных условий для:

  • получения учащимися качественных знаний по учебному предмету «Астрономия»
  • организации внеклассной деятельности и участия в олимпиадах и конкурсном движении;
  • повышения профессионального мастерства и уровня профессионально-педагогической культуры педагога;
  • систематизации методической базы материалов в помощь учителям астрономии.

Направления деятельности:

  1. Информационная и методическая поддержка образовательного процесса.
  2. Участие в формировании фонда интерактивных средств обучения для реализации процесса образования и воспитания по учебному предмету «Астрономия»
  3. Овладение методами научных исследований, освоение способов анализа экспериментальных данных.

Методическое обеспечение центра:

  • нормативные документы;
  • техническое (материально-техническая база кабинета астрономии);
  • теоретическое (словари, пособия, учебно-методические комплексы, справочники);
  • информационное (видеотека);
  • практическое (тесты, карточки).

 

Учебная программа
занятий районного ресурсного центра
«ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДАМ ПО АСТРОНОМИИ»
для учащихся X-XI класса

 Пояснительная записка

Программа занятий ресурсного центра содержит вопросы программы основной школы, однако глубина изучения предложенных тем призвана дать возможность ученику выйти на более высокий уровень развития, чем тот, которого он может достигнуть на уроках. В целях формирования интереса к астрономии содержание занятий может включать оригинальный материал, существенно углубляющий содержание школьной программы. Большое внимание уделяется углублению школьной программы по астрономии.

Совершенствование навыков счета (в том числе устного), работа с числами в стандартном виде, решение систем уравнений и неравенств, применение различных математических моделей для решения задач будет способствовать развитию математических способностей учащихся.

Занятия ресурсного центра помогают решать следующие задачи:

реализация учеником интереса к выбранному предмету;

уточнение готовности и способности осваивать астрономию на данном уровне;

Занятия также рассчитаны на увлекающихся школьников, желающих расширить свои знания по астрономии, физике и математике, для тех, кто готовится к выступлениям соревнованиях различного уровня - от школьных до международных. Учащихся знакомят с рядом новых фактов, а также классических знаний, играющих значительную роль в олимпиадной работе; раскрывают школьникам красоту и разнообразие идей и методов, с которыми они не сталкивались на уроках, помогают по-новому взглянуть на многие стандартные факты и задачи школьного курса.

Цель – формирование общих представлений о строении Вселенной.

Задачи: формирование понимания учащимися того факта, что астрономия в процессе изучения Земли и небесных тел Солнечной систем использует теоретические и наблюдательные методы исследования, в том числе космические исследования; формирование представлений о строении и движении небесных тел; формирование умений применения знаний астрономии в повседневной жизни (ориентировка по созвездиям; осмысление систем счета времени и календарных циклов, иное); приобретение опыта проведения астрономических наблюдений, анализа и обработки их результатов; решения астрономических задач; развитие познавательных возможностей учащихся.

Рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания:

формы, методы и средства обучения и воспитания должны быть нацелены на учащегося как центральную фигуру образовательного процесса, стимулирование его учебной деятельности, развитие самостоятельности в учении. Целесообразно использование компьютерных программ, 3 связанных с содержанием учебного материала, предъявленного в настоящей учебной программе. Учитывая специфику астрономических наблюдений (определенное время начала и продолжительность наблюдаемых явлений, условия видимости, метеорологические факторы), их можно проводить комплексно и в благоприятное для наблюдений время. Проведение наблюдений под руководством учителя (дневных, вечерних) целесообразно осуществлять с немногочисленными группами учащихся. Самостоятельные наблюдения, организуемые и координируемые учителем, могут быть индивидуальными и групповыми.

Основные требования к результатам освоения содержания учебного материала выражаются в том, что у учащегося будут сформированы:

представления об (о): основах сферической астрономии; принципах измерения и счета времени; современных взглядах на происхождение и природу тел Солнечной системы; основных законах небесной механики;

умения: работать со звездными картами, каталогами, астрономическими календарями и справочниками; определять даты и время наступления солнечных и лунных затмений; решать задачи по определению динамических характеристик объектов Солнечной системы; проводить астрономические наблюдения, анализировать и обрабатывать полученные результаты.

Рекомендуемая литература

  1. Галузо, И.В. Астрономия. Учебное пособие для учащихся 11-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования / И.В. Галузо, В.А. Голубев, А.А. Шимбалев. — Минск: Народная асвета, 2015.
  2. Галузо, И.В. Астрономия: Сборник разноуровневых заданий / И.В. Галузо, В.А. Голубев, А.А. Шимбалев. — Минск: Юнипресс, 2005.
  3. Галузо, И.В. Практические работы и тематические задания по астрономии / И.В. Галузо, В.А. Голубев, А.А. Шимбалев.— 7-е изд. — Минск: Аверсэв, 2009.
  4. Шимбалев, А.А. Астрономия: Учебный звездный атлас / А.А. Шимбалев, И.В. Галузо, В.А. Голубев. — Минск: Юнипресс, 2005.
  5. Шимбалев, А.А. Хрестоматия по астрономии / А.А. Шимбалев, И.В. Галузо, В.А. Голубев. — Минск: Аверсэв, 2005.
  6. Галузо, И.В. Астрономия: Справочник школьника / И.В. Галузо, В.А. Голубев, А.А. Шимбалев. — Минск: УниверсалПресс, 2006.
  7. Голубев, В.А. Астрономия: Основные понятия, таблицы / В.А. Голубев, И.В. Галузо, А.А. Шимбалев. — Минск: Аверсэв, 2005.

 

 

 

 

Программа занятий районного ресурсного центра по подготовке к республиканской олимпиаде по учебному предмету "Астрономия"

 

Тема занятий

Количество часов

Небесные координаты. Экваториальная и горизонтальная система координат. Работа с подвижной картой звездного неба

2

Определение географической широты и долготы

1

Высота светила над горизонтом в момент верхней и нижней кульминации

1

Внутренние и внешние планеты. Нахождение планет в элонгации и квадратуре

3

Движение Луны и Солнца. Затмения

1

Решение задач с помощью законов Ньютона и Кеплера

3

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Движение космических аппаратов

3

Сравнительная планетология

2

Основные характеристики звезд. Цвет, светимость, яркость звезды. Диаграмма Герцшпрунга-Рассела

2

Часовые пояса. Звездное небо южного полушария

2

Двойные звезды

1

Определение расстояний до звезд и их размеров

2

Солнце. Пятна на Солнце

1

Луна. Обратная сторона Луны

1

Телескоп. Разрешающая и проницательная способность телескопа

1

Спектральный анализ.

3

Температура звезд

2

Светимость и масса звезд

3

Разделы сайта